HR интервью

Из HRD в художники или «опыт в сфере HR помогает в любой работе»

Как бы сильно мы не любили свою профессию, но иногда каждый задумывается о том, чтобы изменить сферу деятельности. Героиня нашего интервью Ирина Бендеровская однажды не только задумалась, но и рискнула. О том, как это – уйти с позиции HRD банка “Старокиевский» и стать художницей, какие в этом подводные камни и как ей помогает опыт в управлении персоналом, Ирина рассказала в нашей беседе.

Интервьюирует: Александра Политова

— Ирина, с чего началась ваша профессиональная история в сфере HR?

— Я пришла в банк в 2007 году. Прижилась там сразу. До этого работала в разных структурах, сотрудничала с заграничными компаниями, но именно как HR я состоялась во время работы в банке. Банк небольшой, но там было очень хорошо и комфортно работать. Был хороший коллектив, интересные задания. По стечению рабочих обстоятельств в начале 2010 года я перешла в отдел HR и сразу стала руководителем отдела. Но, видимо, креативность давала о себе знать и я сразу стала внедрять изменения. Мы наняли штатного тренера, прописали много мотивационных программ, даже проводили конкурс детского рисунка для сотрудников банка. Я старалась подходить к работе творчески. Принимала участие в организации мероприятий, работала с продажами, с розницей. Мне очень помогал креативный подход. Конечно, никуда не девалась работа с документами, должностные инструкции, общение с руководителями. Мне было очень интересно, но жизнь вносит свои коррективы.

— Вы упоминаете о творческом подходе к работе. Вы всегда были креативной или это навык, который вы в себе развили?

— Всегда, наверное. Я окончила Одесскую государственную художественную школу, одну из лучших в стране. Но это было в начале девяностых, время было непонятное, не было дизайнеров, архитекторов. Поэтому я поступила на международные экономические отношения в Одесском университете. Уже тогда я начала делать первые шаги в банковской сфере, но это была скорее студенческая практика, чем что-то серьезное. И продолжала рисовать что-то для себя.

— Как в вашей жизни появилась сфера HR?

— Так как я была активисткой, то попала в «Незалежну Асоціацію банків України». У них есть комитеты, которые курируют разные направления. Финансы, бухгалтерию, инкассацию, валютные операции и так далее. Но эйчаровского направления не было. Эта тема обсуждалась, мы собирались, я даже была со-спикером нового закона о занятости. Но однажды был конкурс среди банковских сотрудников и их детей на лучший рисунок, который будет изображен на банковской карте.  Мы нарисовали и победили.

— А что нарисовали?

— У нас пластиковая карта Visa летела на воздушном шаре. Тогда, в 2012 году, я даже представить не могла, что этот конкурс станет началом моего погружения в творчество. Тогда нам подарили огромный ящик масляных красок. Стоит такой ящик, скажем, как недорогой ноутбук. Лежали эти краски, лежали, пока однажды я не купила случайно холст. И все, я пропала. Все члены правления получили по картине, но тогда я еще не думала, что это станет моей профессией.

— Когда задумались?

— В 2014 году к нам в банк пришла временная администрация. Я к этому готовилась, это не было сюрпризом, я уже готовила документы по бюджетам, по сотрудникам. На тот момент мне приходилось сокращать очень много людей. А сама я ушла за пару недель до начала ликвидации банковской структуры.

— Вы ушли в никуда?

— Да, для меня это все было очень большим стрессом. Я сокращала людей, которых сама же и нанимала, это было очень тяжело. У нас была специальная программа для студентов и людей без опыта. Мы обучали с нуля, у нас был спецкурс, где за пять дней мы рассказывали основы работы. В понедельник в десять утра они начинали, а уже в пятницу в 5 вечера выходили на стажировку контролерами и кассирами после сдачи экзамена. 90 % из тех людей оставались у нас работать, большинству из них я написала рекомендательные письма.

— То есть, не нужно бояться брать молодежь на работу?

— Совершенно не нужно бояться! Наоборот, их нужно поддерживать. Если мы будем поддерживать, то в большинстве случаев нам ответят добром и отдачей позитивной энергии.

— Хорошо, давайте вернемся к моменту ликвидации банка. Вы ушли, что было дальше?

— Я рисовала. У меня было много предложений по работе, меня звали в Одессу, постоянно звонили из разных банков с вопросом: «Ты что, Бендеровская, работу не ищешь?». А я говорю: «Нет, не ищу». И далее следовали диалог с вопросом, почему я не сделаю так, чтобы мое хобби приносило мне деньги. И я задумалась, и правда, почему? Я многое тогда переосмыслила. Ходила на собеседования, думала, и поняла, что я хочу продолжать развиваться как художник. И буквально через несколько месяцев после того, как я ушла из банка, мне предложили проводить мастер-классы. Я быстренько все прописала и вот тут-то и пригодился мой опыт работы с людьми.

— Как пригодился?

— Любой опыт полезен, я ни секунды не жалею, что отдала столько лет этой структуре и этим людям. Всё, что с нами происходит, происходит для чего-то. Сейчас, например, я занимаюсь подбором персонала для своей арт-школы. А прошлой весной был такой бум на мои мастер-классы, что некуда было ставить мольберты. Люди записывались на две недели вперед. Рисование ведь очень развивает правое, творческое, полушарие и нужно любому человеку, кем бы они ни работал.

— Как вы набирали группы? Сарафанное радио?

— В основном, да. У меня были почти все HR города, бизнес-тренеры. Это была моя первая целевая аудитория. Потому что всем нужно расслабляться и учиться чему-то новому. У меня была очень крутая Наталья Лукаш с семьей. Муж пил кофе, а они с дочкой рисовали шедевры. Также была Оксана Грабар, владелица тренингового агентства. Очень многие ко мне приходили, и потом возвращались по второму кругу. И, мне кажется, не в последнюю очередь благодаря моему опыту общения с людьми.

— Не было такого мнения, что вы же HR, как вы можете проводить мастер-классы по живописи?

— Я очень много развивалась и развиваюсь как художник. Я занималась с классиками украинской живописи, очень много времени проводила за холстом. У меня хорошая классическая школа, и я очень сильно выкладываюсь. Пишу работы по две-три недели, не занимаюсь халтурой и не клепаю картины каждый день. Вообще, у меня все как-то очень быстро пошло двигаться вперед, помимо мастер-классов у меня очень быстро пошли выставки работ. А в прошлом году у меня возникла идея провести Фестиваль молодых художников Ukrainian art is the Best. В первый раз мы провели его в октябре прошлого года, второй раз – в феврале этого. А сейчас планируем его на сентябрь. Мы еще ничего не объявляли официально, но художники уже пишут и спрашивают, как принять участие.

— Как вы считаете, что помогло вам стать востребованной художницей?

—  Я считаю, что нужно любить то, что ты делаешь, какая бы это ни была сфера. Нужно слышать свой внутренний голос, нужно трудиться. Очень много трудиться, талант без труда ничто. И еще мне очень помог мой прошлый опыт. Я набираю людей, общаюсь постоянно. Опыт HR – это знания, которые можно использовать практически в любой сфере. Теория поколений, например, применима почти везде.

— Мы с вами говорим о переходе из одной сферы в абсолютно другую и у нас как-то все очень легко получается. Разве не было страшно уходить из HR?

— Страшно, конечно, страшно! Я же тоже человек, я женщина. И я плакала, и переживала и не знала, как все это будет. Я жила работой, жила коллективом и когда это заканчивается – это достаточно тяжело. Но если уход неизбежен и не зависит от тебя, то нужно просто отпустить ситуацию, сделать прыжок. И, по своему опыту, могу посоветовать на пару недель расслабиться, задуматься над тем, что же делать дальше. Можно задать вопрос себе: «А что бы я делал или делала, если бы это был последний день в моей жизни?». Но задать вопрос – это одно, а ответить на него – это совсем другое. В крайнем случае, нужно сделать то, что очень сильно хочется сделать, но не было времени. Или хотя бы пофантазировать на тему : «А что, если я сделаю то-то и то-то, что тогда в моей жизни изменится?».

— После того, как в вашей жизни так изменилось направление, бывшие коллеги не удивляются, как это, не иметь графика работы, не работать с документами?

— Было такое. Мы общаемся и они сначала подшучивали, но работать без графика оказалось сложнее, чем с графиком. Нужно огромная самодисциплина, понимание уровня ответственности. Почти с первого дня я вела ежедневник, все планировала и это очень помогает. Это, кстати, тоже из прошлого опыта. Я пишу планы, анализирую все, что я должна была сделать и что сделала. Я помню о том, что процесс должен быть не ради процесса, а ради результата. Еще нет и двух лет, как я не сотрудник банка, но уже в этом мае мою персональную выставку открывал посол Литвы. Думаю, что я так быстро расту как художник именно благодаря дисциплине и тому, что не позволяю себе расхлябанности. Хотя иногда, конечно, хочется полениться.

— Помимо выставок и Фестиваля молодых художников вы же еще запускаете школу искусств, верно?

— Да, сейчас как раз подбираем команду преподавателей. И снова я буду использовать свой опыт HR, без него никуда даже в творческой сфере. В школе все нужно структурировать, мы работаем над разными направлениями. У нас будет изобразительное искусство, фото, я хочу подключить театр. Также хочу, чтобы были стилистика, рисование и компьютерная иллюстрация. Я уверена, что мы сможем сделать реальный стартап, а не просто откроем комнатушку.

— Мы с вами сейчас договоримся до того, что всем нужно бросить работы в HR и сменить сферу деятельности?

— Я думаю, что ни в коем случае не надо бросать сферу, в которой вы работаете, если вы чувствуете, что еще можете в ней что-то сделать. Возможно, я бы до сих пор работала в банке, если бы не сложилось иначе. Главное, это развивать себя и не стоять на месте.

Героиня интервью: Ирина Бендеровская

Комментарии